Образование
Исследуем музыкальные образовательные проекты Великобритании Southbank Centre
Параллель продолжает свой рассказ об исследовательской поездке в Великобританию в рамках Года музыки Великобритании и России, которая состоялась в начале 2019 года. В рамках поездки мы встречались с разными инициативами, поддерживающими и продвигающими женщин в музыке. Мы уже рассказывали о культурном центре Барбикан, а по другую сторону реки Темза расположен еще один крупный культурный центр Southbank. Southbank уже много лет организовывает и поддерживает инициативы, которые направлены на поддержку женщин в музыке, а недавно объявил о том, что будет проводить еще больше мероприятий и давать платформу и ресурсы для развития музыкантов. Нам удалось встретиться с недавно назначенным новым программным директором современной музыки Бенги Унсал, менеджеру по образованию Софи Рэнсби и Рут Харди, менеджера по взаимодействию и обучению, и поговорить с ними о том, как устроена работа центра, какие программы и направления существуют для поддержки музыкантов.

 Софи Рэнсби:

«Помимо наших основных проектов, таких как женский диджей-коллектив Scratch или женская джаз-группа Tomorrow’s Female Warriors, мы, по мере возможности, делаем спецпроекты. Например, последние три года мы проводим мастер-класс для женщин с дирижёром Марин Элсоп — мы получили на него 128 заявок со всего мира. Ещё уже десять лет устраиваем фестиваль Women of the World — "Женщины мира". Есть также одноимённый оркестр, сформированный к финалу лондонского фестиваля, там играет около 100 женщин. Концертмейстеры каждой секции обучают остальных, а руководить оркестром мы приглашаем женщин-дирижёров. В рамках конкретно этого проекта мы успели поработать с семью женщинами-дирижёрами. Помимо этого, Королевское филармоническое общество проводит дирижёрские курсы для женщин под руководством Элис Фарнем. Делается довольно многое, но в колледжах на дирижёрских факультетах всё равно ещё не так много женщин учатся. Не знаю, почему это так. Может быть, из-за того, что многие из них чувствуют себя недостаточно уверенно. Поэтому так важны группы исключительно для женщин — там они чувствуют себя в безопасности.

Частью программы Women of the World, или сокращённо WOW, стали тренинги для членов оркестра в течение всего года. Например, недавно у нас был тренинг для женщин в духовых секциях, потому что в духовых секциях женщин как правило меньше всего. В идеальном мире не было бы необходимости в подобных инициативах. Но очень многие женщины-музыканты, особенно джазовые, говорят, что в женских коллективах совсем другая атмосфера, там больше единения, меньше соперничества. Женщинам интереснее работать сообща, чем пытаться затмить кого-то.

Ещё у нас есть инициатива под названием "Завтрак для женщин в музыке", которую я провожу уже год. И она растёт. Это закрытая группа, только по приглашениям. Но группа быстро расширяется, и это безопасное пространство, где можно собраться вместе и поговорить о проблемах, с которыми сталкиваются женщины в музыкальной индустрии. Это не только для женщин, мужчинам здесь очень рады, и их всегда готовы выслушать. Изначально речь шла о женщинах в классической музыке, но теперь мы опустили классику и говорим обо всех женщинах в музыке, потому что проблемы общие для всех жанров, неважно, классика это или поп-музыка. Обычно на каждом завтраке выступают несколько разных спикеров. Мы спрашиваем у них об их работе, а они делятся своими проблемами, и довольно часто разговор заходит о том, сталкивались ли они как женщины с какими-либо препятствиями, чтобы достичь того уровня, на котором они находятся сейчас. С какими именно проблемами они сталкивались или не сталкивались, как они их решали. Допустим, вы достигаете определённого уровня в своей карьере, и вы чувствуете, что хотите создать семью или уйти в длительный отпуск, — как вам потом вернуться к работе, особенно если вы музыкант на фрилансе? Вы живёте за счёт своих связей, за счёт оркестров, и, если вы больше не играете в каком-то оркестре, ваше место может занять кто-то другой. Поэтому есть люди, которые пытаются найти способ поддерживать семьи в операх или лоббировать равный декретный отпуск.

Также на завтраках всегда возникает тема многообразия, не только гендерного, но и этнического, классового. Помимо очевидного сексизма, тут есть совершенно бытовые проблемы: например, из-за того, что в оркестрах раньше играло не так много женщин, у них не было отдельных гримёрных, — то есть вы могли быть единственной женщиной в духовой секции, и вам негде было переодеться. Что касается фестивалей, теперь им стало выгодно включать женщин в свои программы. И вот они приглашают женщину-музыканта, но больше женщин у них в программе не будет, потому что для галочки им достаточно одной. Многие думают, что фестивали только для женщин — это позитивная дискриминация, и вопрос в том, помогает ли это людям или, наоборот, ограничивает их. Но если не объяснять подробно, почему же мы создаём такие пространства, то никто и не узнает. Я сама понятия не имела о гендерном дисбалансе, пока не начала здесь работать. Ещё одна тема, которая часто всплывает на завтраках, — то, как музыка, написанная женщинами, в прессе описывается с определённым посылом, в таких категориях, как "женственность" — или как журналисты уделяют больше внимания внешности женщин, а не их талантам».


 
Бенги Унсал:

«Проект Concrete Lates (серия музыкальных концертов и вечеринок центра) несёт схожие идеи. Когда я впервые увидела Queen Elizabeth Hall после реконструкции, я была потрясена. Это наша единственная стоячая площадка, и я подумала, что это будет очень здорово. Я сразу подумала об электронной музыке, ведь я раньше сама диджеила, в Стамбуле, где много отличных женщин-диджеев. Но если посмотреть на ситуацию в целом, то в Турции не было ощущения, что мужчины-диджеи нас уважали. Были такие случаи, когда мужчина-диджей подходил к тебе прямо во время сета и нажимал какие-то кнопки на твоём пульте, исправлял что-то без спроса. Так что у меня всегда было чувство, что женщинам труднее прорваться в этот музыкальный мир. При этом мы видели, как появляются всё больше и больше отменных женщин-диджеев, и за последние пару лет этот процесс стал ещё заметнее. Поэтому мы приняли решение дать место в серии Concrete Lates тем, кто часто плохо представлен на сценах. Большую часть лайн-апа мы отдали женщинам. В 2018-м программа современной музыки в Southbank Centre на 66 процентов состояла из женщин».



Рут Харди:

«Tomorrow’s Female Warriors — это группа на базе нашего центра, но они самостоятельный организм и сами себя финансируют. Это отличная образовательная программа. Первоначально они ориентировались на то, чтобы предоставить платформу темнокожим и другим этническим меньшинствам в джазе. За последние пять лет они перефокусировались и стали много внимания уделять положению женщин внутри этих меньшинств. Они чувствовали, что в джазе, как и во многих других жанрах, не так много возможностей для женщин-музыкантов. У Tomorrow’s Female Warriors есть образовательная группа только для женщин. Это пространство, которое полностью принадлежит женщинам, и они используют его для экспериментов, пробуют там что-то новое, и, главное, репетируют вместе, набираются уверенности. Мы стараемся дать им как можно больше возможностей для выступлений, а также предоставляем им помещения в центре, сводим их с другими артистами, промоутерами и всеми, кого знаем. У нас в центре есть другие группы, с которыми мы делаем совместные проекты. Есть группа, которая называется Women for Refugee Women — "Женщины помогают женщинам-беженцам", по сути это музыкальная организация, но они также работают с женщинами-беженцами, помогают им выучить английский язык через театр. Совместно с нами они разработали музыкальную программу, которую представляют каждую пятницу. И недавно мы эти две организации свели вместе. Tomorrow’s Female Warriors работали с Women for Refugee Women, делились идеями, опытом, а потом сделали здесь в центре совместное выступление.

Женский диджей-коллектив возник похожим образом. Одна из наших стажёрок, которая работала со мной в команде отдела общественных программ, была диджеем. И она говорила, что ей трудно было развивать свои навыки, и, даже когда у неё появлялась возможность принять участие в воркшопе или пойти в студию практиковаться, ей казалось, что там всегда одни мужчины. Поэтому мы запустили восьминедельный курс и стали набирать молодых женщин, которые хотели научиться диджеить. У них были наставники-диджеи, которые учили их разным стилям, — каждая неделя была посвящена новому стилю, новому подходу. Мы уже несколько раз проводили этот курс и даже немного расширяли его на время фестиваля. Благодаря нашему финансированию, весь курс стоил всего 30 фунтов, но даже если кто-то не мог этого себе позволить, были разные стипендиальные схемы, чтобы сделать его максимально доступным.

 

Мы думаем о музыке не только с точки зрения концертов и выступлений, мы рассматриваем каждый аспект музыкальной индустрии и то, как в ней представлены женщины. В рамках WOW я делала курс "Женщины в музыкальной журналистике". Его вела женщина, которая преимущественно писала о классической музыке, но в нём участвовали блогеры и другие представители совершенно разных областей, и все они рассказывали о своём аспекте журналистики. Они много чему научились, и потом писали отчёты с разных событий фестиваля. Это была очень успешная программа, и некоторые из этих женщин действительно продолжили работать журналистами.

Мы также устраиваем консультации совместно с фондом PRS, ориентированные на доступ к информации в нужное время вашей карьеры. Это 20-минутные сессии, где вы можете получить советы по поводу своего резюме, грантов и так далее. Ещё у нас есть скретч-оркестр с музыкантами разных уровней, в нём участвуют где-то от 30 до 60 человек.

Думаю, что чем больше голосов вас окружают, тем шире ваши горизонты, и тем большему количеству людей вы можете помочь. Я думаю, что культура на самом деле уже сделала огромный шаг в сторону гендерного равенства, но это всё ещё плохая индустрия для этнического разнообразия. В прошлом году я была на одной из крупных церемоний награждения, и ни один артист из этнических меньшинств не получил премию и даже не участвовал в панельной дискуссии. Ни один за целых два дня. А ведь наша страна состоит не только из белых людей. Мы работаем в индустрии, которая только выиграет от многообразия. Поэтому нужно, чтобы в организациях, которые управляют процессами, были представлены все расы. Мне кажется, что наш центр довольно неплохо справляется со многими задачами в разных направлениях. У нас сейчас интересный период, потому что мы проходим через цикл стратегического планирования, так что мы делаем эту работу, заглядывая на 5-10 лет вперёд. Мы много думаем о том, как помочь артистам пройти путь от категории "лучший дебют" до "прорыв года", но пока ещё не разработали конкретные инициативы в этой области для женщин и других меньшинств. Пока мы больше фокусируемся на искусстве — но надеемся, что в будущем нам удастся и это».
Текст:
Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Читайте
также:
e-mail:
при поддержке